Что такое мотоклуб? Единственного решения на этот вопрос вы ни у кого не обнаружите. По крайней мере потому, что мотоклуб — это очень большое понятие, способное соединять в собственных рамках совершенно похожие и иногда противоположные по собственной сущности появления. Прежде всего, любой мотоклуб — это сообщество людей. Вопрос только в том, зачем они решили совместно, чего планируют и какие задачи преследуют.
На любой более-менее общественной велосипедной вечеринке всегда можно повстречать людей в «байкерских» жилетах с символикой различных мотоклубов. В клубной среде данную символику довольно часто называют «цветами», которые показывают на принадлежность обладателя к тому или другому официальному или неформальному объединению.
О том, что означают и как расшифровываются такие «цвета», написано много. Высокий роккер, нижний роккер, сама символика клуба, отличительные знаки мемберов, проспектов и хэнгэраундов… МС, МСС, MG, OG… Обо всем этом вы прочтете даже на Википедии. Действительно огромная часть всей данной атрибутики ровным счетом ничего не значит. Впрочем, разумеется, бывают и исключения. Как так? Давайте разбираться.
Начнем с того, что мотоклуб мотоклубу рознь. И основное отличие между ними состоит в отношении к байку. Так вот, помните: для большинства таких объединений мотоцикл — это цель, и только для клубов типа МС (Motorcycle Club) — средство. В настоящее время объясним.
Компании по увлечениям. Предположим, вы с собственными товарищами Васей, Петей и Сережей обожаете в субботу и воскресение проехаться на собственных мотоциклах, а затем закончить вечер общими посиделками в каком-то баре. Приветствуем — у вас обычный клуб, который относится к уровню MCC (MotorCycle Community).
Вы имеете общее право разработать себе прекрасное наименование, цветастую символику и ушить это на жилетки. Носите на здоровье!
По определенным подсчетам, в московском районе подобных клубов более 350. Обычно, некоторым специальным воздействием в мотоциклетном обществе они не пользуются. Да им этого и не нужно — участники такого клуба просто любят кататься большой компанией на мотоциклах и больше ни на что не претендуют.
Тем не менее, есть и вполне дорогие и авторитетные клубы типа МСС. В первую очередь это, разумеется, международное объединение мотопутешественников Rolling Anarchy. Сейчас работают его подразделения в 20 странах. Еще из знаменитых — «ПАдонки Мира» (также международное соединение), «Аль Каши» («Al — Kashi») и «Настоящие Уроды». Да, наименования у них особые, однако основополагающий принцип у большинства подобных клубов одинаков: проживи сам и не мешай жить иным.
А не так давно появился клуб Night Minions, который, по сути, никакой и не клуб, а только добродушная пародия на него.
У «Миньонов» нет ни устава, ни руководства, ни программы, ни каких-то задач. Все-таки клуб быстро растет и развивается.
На данный момент число членов перевалило за 5-ю сотню, так именуемые «чапты» (отдела) у него имеется по меньшей мере в десятке стран. Чтобы стать «Миньоном», довольно легко проявить собственное стремление. после этого можно идти выбирать нашивку с «добрым» или «злым» миньоном, в зависимости от того, с кем вы себя больше ассоциируете. Ее вынашивание никаких обязанностей на вас не прикладывает, но также и плюсов также не позволяет.
Тем не менее, не все MCC настолько безрассудны и шумны. Есть и солидные клубы с избирательным руководством, статутом и платформой действий.
Иногда даже с собственной идеологией и хорошо выраженными политическими взглядами. Хороший пример — Patriots MCC. Участники этого клуба официально утверждают о том, что они располагаются «вне политики», однако это далеко не препятствует им пропагандировать патриотические (и католические) ценности, и защищать «бережное отношение к истории, культуре и обычаям собственной страны».
Вечеринки обладателей. Иная история, когда в клуб соединяются приверженцы мотоциклов какой-нибудь одной марки или даже модели.
Это можно назвать OG (Owners Group). Самый, наверное, знаменитый и многочисленный клуб такого типа — H.O.G. (Harley Owners Group). По наименованию ясно, что в него входят приверженцы мотоциклов Harley-Davidson. Подразделения этого клуба (чапты) есть разве что не во всех странах мира. В РФ их два десятка! Полное количество членов достаточно давно перевалило за млн и продолжает быстро увеличиваться.
Для того, чтобы стать членом H.O.G., довольно приобрести у официального дилера новый мотоцикл Harley-Davidson и затем бесперебойно каждый год платить членские взносы. Можно и не рубиться, а оплатить Harley-Davidson очень много и стать бессрочным членом привлекательного международного клуба. По почте вам прибудет пакет с общим комплектом нашивок, значков и других знаков отличия. Нашивайте их на свою жилетку и довольствуйтесь жизни. Что будет означать такая символика для окружающих? Как досадно бы это не звучало, лишь то, что у вас есть деньги.
Есть и менее коммерциализованные объединения обладателей. К примеру, в РФ обширно известен клуб приверженцев мотоциклов БМВ (всех без исключения), и объединения поклонников Хонда Gold Wing или Kawasaki Vulkan.
Однако едва ли при таких раскладах стоит говорить о какой-нибудь идеологии — первоначально такие клубы формировались для упрощения эксплуатации и обслуживания техники в эпоху, когда в РФ еще были проблемы с запчастями и компетентным обслуживанием. Сегодня клубы приверженцев мотоциклов какой-то марки — это, преимущественно, дружественные вечеринки и общие покатушки.
Прикрытые клубы. Вот мы добрались и до самой трудной разновидности мотоциклетных сообществ. Это мотоклубы типа MC (Motorcycle Club).
Для них мотоциклы — это далеко не цель, а только средство достижения каких-то задач. Каких? У большинства они различные. Сообщества вида MC — это прикрытые или, довольно часто, даже засекреченные организации. В России работают региональные подразделения почти всех самых крупных международных MC — Hells Angels, Bandidos, Outlaws, Mongols и прочих. Есть несколько очень влиятельных исключительно отечественных клубов.
Однако вы ни у кого не обнаружите ни списков тех, кто в них состоит, ни имен руководителей, ни даже фотографий. Представители подобных клубов не идут на контакт с журналистами и не обсуждают при всем народе деятельность собственной организации. Почему? Поскольку довольно часто им есть, что таить.
Несмотря на то что все мотоклубы утверждают, что они «братство» схожих по духу людей и «настоящая семья», определенные современные MC — это, скорее всего, бизнес-проекты, сделанные с какой-нибудь точной мишенью. Время от времени не легальной, однако это совсем не классифицируется обязательным требованием.
Просто определенные виды бизнеса не любят большой огласки, и чтобы ее избежать, такие организации нуждаются в стопроцентной лояльности всех без исключения служащих. А с этим в MC все хорошо: в них правит твердая, почти войсковая наука и субординация. Указы не рассматриваются, и обычное обращение к младшему по «званию» через голову собственного непосредственного начальника во внутренней иерархии является солидным несоблюдением.
Характерная иерархия мотоклуба типа МС выглядит приблизительно так. Во главе стоит вице-президент клуба. Его слово — закон, его указания не рассматриваются. Да, официально в клубах правит демократия: все решения принимаются голосованием на всеобщих собраниях.
Однако, обычно, единодушно. Очень трудно представить себе картину, когда вице-президент выносит какое-нибудь предложение, а кто-то из участников клуба избирает против него. Разногласия возможны в том случае, когда вопрос первоначально устанавливается в формате «или/или». Однако даже тогда последнее слово все равно остается за главой.
Заместителем президента является президент. Он выполняет обязанности руководителя клуба в отсутствие первого лица и также имеет право переносить все существенные вопросы на голосование. Его голос имеет большой вес, и к его мнению нельзя не прислушиваться. Часто встречаются обстановки, когда вице-президент «уходит на покой», освобождая дорогу юным кадрам, сам же становится при этом президентом, продолжая ухаживать за клубной жизнью.
3-им лицом в клубе является так называемый Sergeant at arms, или глава службы безопасности. Он отвечает за службу охраны принадлежащих клубу субъектов и урегулирование инцидентов с миром вокруг нас. Также в его ведении располагается все клубное вооружение.
Да-да, ружье у клуба вполне вполне может быть. При этом вполне легально. Самый простой вариант — это когда Sergeant at arms проводит учет всего оружия, располагающегося в личном владении у участников клуба. Естественно, со всеми необходимыми лицензиями и разрешениями. Или, к примеру, он вполне может быть главой принадлежащего клубу частного охранного предприятия (что также не уникальность).
С «оружейкой» и всем находящимся там запасом. В остроконфликтных ситуациях Sergeant at arms может давать распоряжение участникам клуба иметь при себе ружье, ставить оснащенную службу охраны или гарантировать оснащенное сопровождение людей или грузов. Справедливости для необходимо отметить, что в России ситуации применения мотоклубами оружия исчезающе редкостны.
Также к «старшим офицерам» клуба необходимо отнести дорожного капитана (Road Captain). Область его ответственности — официальные клубные выезды, и все общие поездки и путешествия. Он проводит маршрут, устраивает и проводит колонну. В случае необходимости устанавливает сопровождающих, запирающих и отсекающих.
Последние — это люди, которые дают возможность растянувшейся колонне беспрепятственно проезжать перекрестки, останавливая транспортный поток, следующего с близких улиц. В пути Road Captain — основной. Он едет во главе колонны, а вице-президент с президентом следуют за ним. Пока группа в пути, даже они осуществляют постановления дорожного капитана. Ему решать, какой дорогой двигаться, когда остановиться для отдыха или заправки, где переночевать и когда продлить движение.
Вслед за генералами на иерархической стремянке стоят полноправные участники клуба. В целом, они все одинаковы. Однако «отцы-основатели клуба», к примеру его первые 8, 10, 12 или еще сколько-то там членов (четкое количество зависит от точного клуба и его устава), — немного одинаковее. Они на всю жизнь пользуются специальным почтением со стороны иных членов.
За ними зафиксированы самые лучшие места за столом и во главе колонны, за генералами. Все участники клуба имеют одинаковое право голоса и право переносить существенные вопросы на повальное рассмотрение. К слову, право голоса — это далеко не только лишь право, однако еще и ответственность. Отсутствовать без почтительной причины на совместном собрании для участников клуба неприемлемо.
Узнать правомочных участников МС можно по абсолютному комплекту нашивок на спине жилетки. Там в обязательном порядке будет наименование клуба, его символика и, обычно, домашний район клуба.
Несколько особняком стоят «номады» (Номад). Так называют людей, которые в силу каких-то наград имеют статус полноправного участника клуба, однако непосредственно в клубной жизни не принимают участие. Или принимают участие от варианта к случаю. Пройдите по ссылке если Вас интересует мотоклуб в Самаре.
В переводе с английского номад — это бедуин. Является, что он почти регулярно располагается в пути и просто на физическом уровне не в состоянии навещать всеобщие собрания и мероприятия. Даже членские взносы он имеет право платить в любом из отделов клуба (если их очень много). В настоящей жизни кочевники встречаются редко, и далеко не во всех клубах они есть. Кроме того наличие такого статуса должно быть зафиксировано в распорядке клуба.
Самое низкое звено клуба МС — это так именуемые «проспекты» (Prospect). Просто-напросто говоря, это претенденты на вступление в клуб, располагающиеся на испытательном сроке. Этот срок вполне может быть от одного года и больше, вплоть до вечного.
Так также бывает. Однако каталог — это также много. Просто так придти с улицы и вступить в клуб не выйдет. По крайней мере потому, что вы никогда в жизни не узнаете, куда как раз нужно приходить и к кому обращаться. Чтобы стать проспектом, надо будет как-нибудь зарекомендовать себя и получить официальное приглашение от руководства клуба. При этом за любого проспекта должны поручиться двое полноправных членов. Они же будут являться наставниками проспекта до того времени, пока его не обретут в клуб. С них же если что узнают и за все ошибки подшефного.
Каталог может находиться на совместном собрании клуба (если позовут), однако права голоса у него нет. Даже если у него имеется какое-нибудь значительное примечание или предложение, которое необходимо перенести на общее голосование, он обязан озвучить его кому-то из собственных наставников. А они будут решать, стоит ли оно общего интереса. Как правило на жилетках проспектов нашито лишь наименование клуба, однако нет его символики.
За пределами какой-нибудь иерархии стоят «друзья клуба», различные сочувствующие и поддерживающие. Их так и называют — Support. К ним как правило относятся и участники семей полноправных участников клуба.
Люди, владеющие подобным статусом, могут иметь планы когда-нибудь вступить в клуб (тогда их можно представить претендентами в претенденты) или не иметь никакого стремления становиться полноправным участником клуба. Заключительных часто называют термином Hangaround.
Они все также имеют право участвовать в клубных выездах — их место в конце колонны, однако ни в собраниях, ни особенно в голосованиях они не принимают участие. Официально в иерархии клуба у них нет совершенно никаких прав. Всего лишь могут носить толстовку или майку с наименованием клуба, однако ни при каких обстоятельствах не жилетку!
Имейте в виду: вынашивание жилетки с символикой клуба, как и в истории с боевой формой, дает ее владельцу недостаточно прав (если не думать, разумеется, почтения в мототусовке), однако прикладывает на него множество обязанностей. Из-за этого каждый вступающий в МС как правило в точности знает, зачем он это делает и для чего готов поступиться большой частью собственных свобод.