Налоговое консультирование

f9dffd81

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вписываемых перемен. Совместная часть НК РФ работает с 1 февраля 2000 года, и за этот период времени коррективы записывались в нее не менее 200 раз. Одно это усложняет исчисление налогов – а налоговый законопроект кроме того и сформулирован сложно.

Потому услуги налоговых менеджеров, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых общепризнанных мерок, очень востребованы – в особенности делом. Разумеется, сегодня особый законный статус налоговых менеджеров в законе не закреплен, но данная область консалтинга давно и с успехом развивается. Как правило в роли налоговых менеджеров играют юристы (либо, как конкретизируют они лично, «налоговые юристы»), юристы, не имеющие юридического статуса, или экономисты.

Сегодня у подобных экспертов есть вероятность доказать собственную профессионализм маршрутом сдачи искусного экзамена в Светлице налоговых менеджеров и получить аналогичный аттестат. На данный момент выдано не менее 10 млн. искусных аттестатов по квалификации «Менеджер по налогам и сборам».

В середине июня в Государственную думу поступил законодательный проект «О налоговом консультировании» (дальше – Законодательный проект), закрепляющий базы законного статуса налоговых менеджеров и требования предложения ими услуг1. Взглянем, как рекомендуется упорядочить образовавшиеся отношения и что насчет этого полагают специалисты.

Невзирая на достаточно раскрученный рынок налогового консалтинга, в контракте на проявление услуг либо трудовом контракте все-таки нечасто бытуют такие стороны, как «налоговый менеджер» либо «работник-налоговый менеджер». Намного чаще заключается стандартный контракт предложения услуг, в котором налоговый менеджер поименован как «деятель». А могут быть и исключения, когда один из контрагентов назван как раз налоговым консультантом (распоряжение ФАС Поволжского округа от 8 августа 2011 г. номер Ф06-5329/11 по делу номер А65-8463/2009, распоряжение Одиннадцатого арбитражного апелляционного трибунала от 24 ноября 2012 г. номер 11АП-12210/12 по делу номер А55-17726/2011).

В судейской практике вместо обычного «представитель по доверенности» встречается даже «налоговый менеджер по доверенности» – впрочем, это отдельный пример (распоряжение Девятнадцатого арбитражного апелляционного трибунала от 17 августа 2012 г. номер 19АП-2991/12 по делу номер А35-12334/2011).

Сегодня специалист может получить статус налогового менеджера, с успехом окончив просветительные курсы при Светлице налоговых менеджеров. Но сейчас данный статус государством не сознается Аттестат налогового менеджера, разумеется, играет установленную роль – а лишь как состязательное превосходство на рынке юридических услуг либо актив соискателя при трудоустройстве.

Также, статус налогового менеджера может применяться в роли подтверждения обоснованности судейских затрат на профессиональную юридическую помощь (распоряжение ФАС Поволжского округа от 28 мая 2011 г. номер Ф06-2759/11 по делу номер А65-19019/2010).

Сегодня суды не принимают налоговых менеджеров как независимых объектов правоотношений. Например, плательщик не в состоянии сослаться на то, что о какой-нибудь норме он узнал лишь из решения налогового менеджера – так как по закону плательщик должен собственноручно вычислять налог (распоряжение Восемнадцатого арбитражного апелляционного трибунала от 21 марта 2014 г. номер 18АП-591/14 по делу номер А07-11599/2013).

Законодательный проект предлагает дать статусу налоговых менеджеров формальный характер: после удачной сдачи искусного экзамена зона ответственности эксперта будет официально доказана аттестатом. К сдаче экзамена, который ведет сегодня Палата налоговых менеджеров, сегодня готовят 80 высших Учебных Заведений по всей стране по единственной платформе. В котором порядке пройдет изучение налоговых менеджеров и кому по свежему закону будут сдавать экзамен кандидаты – пока неясно.

Ожидается, что статус налогового менеджера может купить и стандартный работник компании. Тогда законопроект о налоговом консультировании будет распространяться на него полностью.

Если специалиста не владеет формальным статусом налогового менеджера, то делать ему никто не запретит – но он будет лишен возможности представлять себя «налоговый менеджер» (для организаций – «налоговая консультация»).

Размер услуг. Разумеется, налоговые консультации будут главным вариантом работы налоговых менеджеров. К слову, в Законодательном проекте они твердо увязаны с составлением решения по результатам консультации – потому пока непонятно, можно ли будет рекомендовать изустно.

Кроме этого, менеджер сможет помочь выбрать верную стратегию налогового планирования, оформить налоговую отчетность, иные бумаги и отправить их в налоговый орган, и будет представлять интересы налогоплательщика в налоговой инспекции и прочих федеральных органах (логично, и в судах).

Список услуг налоговых менеджеров открытый – на это показывают слова «например» перед перечислением типов услуг (ч. 1 ст. 1 Законодательного проекта).

Секретность. Очень многие вероятные покупатели налоговых менеджеров боятся, что данные о налоговых преступлениях либо содержание консультации будет знаменитым налоговой инспекции.

К слову, суды вполне ожидаемо не принимают в роли доказательств ничем не доказанные данные, приобретенные от налоговых менеджеров сейчас (распоряжение ФАС Главного округа от 3 июня 2006 г. номер А48-401/02-16к). Но если статус налогового менеджера будет формальным, все может поменяться.

Второй плохой вариант развития событий – это «утечка» данных, образующих платную тайну заказчика, к соперникам.

Законодательный проект фиксирует тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), при этом не только лишь для налоговых инспекций, а для всех четвертых лиц, и откладывает к ней и в том числе производственную и платную тайну. А учтены и исключения: под порядок тайны не попадет информация о прецеденте решения контракта, его стоимости, и те данные, которые заказчик опубликовал сам либо дал на это согласие.

Впрочем, обязанность за несоблюдение прямые обязанности держать тайну налогового консультирования не учтена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно заметить, что у них такая обязанность есть, и ее размер урезан потерями, которые понес заказчик из-за разглашения аудитором собственного изобретение 3-им лицам (ч. 6 ст. 9 Государственного законопроекта от 30 января 2008 г. номер 307-ФЗ «Об аудиторской работы»).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *